Виктор Курьянов
На депо Коломенского трамвая плакат: «МЫ ЛЮБИМ СВОЙ ТРАМВАЙ!». Я не хозяин и не работник трамвайного управления. Но я его тоже люблю. Люблю с детства. В нашем маленьком городке не то, что трамвая, асфальтированных дорог и тротуаров не было. Трамвай для нас, мальчишек, был важным признаком «большого города». Когда мы встречались во дворе и рассказывали о своих поездках к бабушкам и дедушкам в другие города, то первыми вопросами были: «А какие там дома, сколько этажей? А по городу что ходит, автобус или трамвай?»
Пятиэтажными домами и трамваями в Кемерово хвастался Саша Сбеглов, оттуда его отца прислали к нам председателем горисполкома. Мы решали, что Кемерово – большой город! Я говорил, что в Новокузнецке тоже дома в пять, и даже в семь этажей есть, и трамвай есть. Все соглашались, Новокузнецк – большой город! Только потом мы рассказывали, какая в том городе река, какой стадион, цирк или кукольный театр. Почему именно трамвай? Автобусы могут и по деревням и селам ездить, им и грунтовки достаточно, а трамвай требует для себя асфальта и рельс. А это возможно только в «большом городе». Я не одинок в своей привязанности к трамваю. Поэт вот тоже писал, что готов «расцеловать умную морду трамвая»!
Уже в девять-десять лет родители летом оставляли меня одного у бабушки в Новокузнецке. На ближайшие к Болотной площадке улицу Школьную, проспект Металлургов, в Сад Металлургов и парк Пионеров мы с соседскими ребятишками ходили пешком. Но были ещё и дальние районы с манящими названиями Редаково, Точилино, Старокузнецк, ДОЗ, Куйбышево. Туда можно было попасть только на трамвае. Можно и автобусом, но дороже. Да и народу даже днём в автобусы набивалось много. Вдобавок, на чётвертом, самом длинном и сложном маршруте с крутыми спусками, работала тётя Наташа, на нём я ездил бесплатно, да ещё и в кабине вагоновожатой. Так трамвай впервые стал моим проводником в пространстве большого города.
Почему сейчас, живя в Коломне, я вспоминаю это? Резиденты «Арткоммуналки», писатели Данилов и Михеев, предложили литературный проект: сделать зарисовки городской жизни, увиденной во время поездки в трамвае. Сами они проехали по всем маршрутам и на встрече-знакомстве зачитали свои заметки. Предложили и нам выбрать маршрут по вкусу и описать свои впечатления. Я выбрал третий маршрут. На этом трамвае я приехал к своему новому месту жительства в Коломне, комнате в коммунальной квартире на улице Ватутина, на нём же два года приезжал с работы в Озерах. Ехал от автостанции на улице Яна Грунта до остановки «ЗТС». Сейчас ближайшая от моей квартиры остановка – «Сад Дворца».
На этой остановке 12-го июня 2016 года в 12:30 я сел в трамвай и отправился выполнять домашнее задание. На конечную остановку «Конькобежный центр» приехал в 12:45. Я не рассчитывал на яркие впечатления и незабываемые встречи во время поездки – постоянному жителю всё кажется таким обычным, не вызывает особых эмоций. Решил вспомнить о первых впечатлениях от трамвая и города в 1980 году, об изменениях, произошедших с тех пор.
Наличие в городе двух железнодорожных станции вводит в заблуждение. На Казанском вокзале я, естественно, взял билет до станции Коломна. Позже я разговаривал со многими людьми, поступившими впервые точно так же. Рассуждали одинаково: раз станция названа по имени города – значит главная, в центре Коломны, а Голутвин, наверное, на окраине, а то и вовсе посёлок за сто верст! До недавнего времени туристов, приезжавших на станцию Коломна, и вовсе брала оторопь от увиденного. Они оказывались в непонятном месте. Колокольни, церкви – всё, чем любовались из окна электрички, всё это исчезло, оказалось невидимым за кронами деревьев. А видели они сейчас с одной стороны платформы производственные здания, а с другой одноэтажное каменное здание с кассой и деревянным туалетом снаружи, на этой же стороне – деревянные дома с разросшимися старыми садами.
Город, конечно же, где-то есть! Вот и трамвайное кольцо, и табличка с буквой «Т». Просто до него надо ещё немного проехать. Картофельные посадки вокруг и даже посредине кольца – просто милая особенность коломенского быта. Что месту зря пропадать! Коломна – единственный город с двусторонним трамвайным движением по двум большим кольцам. Я, по крайней мере, других не знаю. Требуется время, чтобы разобраться в направлении движения 1-го и 3-го, 2-го и 4-го, 6-го и 8-го маршрутов. Надо вспомнить движение стрелки часов и привязать к нему номера маршрутов.
Итак, за пятнадцать минут я доехал до конечной остановки «Конькобежный центр». День был выходной и праздничный, День России. Народу было немного. За последние тридцать лет на этом отрезке пути по улице Октябрьской революции основная застройка сохранилась, изменения в ландшафт города внесла только торговля, появились торговый центр «Глобус», «Дом торговли» и ряды палаток у «ЦРБ» и на «стометровке». А вот дальше, по улице Гражданской, изменений намного больше. Квартал первых «элитных домов» на улице Пионерской, торговый центр «Олимпийский», здания-дворцы богатейших предприятий и учреждений: «Порта Коломна», «Пенсионного фонда России» и Федерального казначейства. От остановки «Конькобежный центр» самого стадиона и не видно даже, зато тюрьма вот она, перед глазами. Местные остряки обратили внимание на эту последовательность: Пионерская – Комсомольская – Тюрьма.
Буквально в последние два-три года следом за «Коломенской пастилой» в городе появилось много мини-музеев. Уверен, что даже коломенский обыватель не сможет их все назвать. В 12-50 я снова сел в трамвай, музеи оказались справа по ходу движения: «Кузнечная слобода», «Музей трамваев», «Музей любимой игрушки», «Музей льна и быта русской женщины». Трамвай пересёк проспект Кирова и повернул направо. Вот и трамвайное управление, плакат на депо, с которого я начал свой рассказ. Прекрасное озеленение – ели, рябина, цветы. Цветы? Пионы и ромашка – это точно. И всё. Нет, есть и другие цветы, но я не знаю их названия. Как не знаю названия большинства птиц. Особенно на нас обижаются галки, грачи и вОроны, которых люди всех скопом называют ворОнами. С ними, я, слава богу, разобрался.
О названиях остановок. Из 24-х остановок только десять говорят о важных городских объектах – больнице, торговом центре, институте, остальные в названиях улиц сохраняют память об октябрьском перевороте, его деятелях, советском периоде. Дзержинский, Ленин, Киров – что им Коломна, что они Коломне? В Коломне есть улицы с другими названиями. Эти улицы, спрятанные на окраинах, кривенькие и грязненькие, оказались недостойны величия героев, только они сохранили человеческие названия: Яблоневая, Гончарная, Модельная, Арбатская, Береговая, Вагонная, Весенняя, Водяная, Олений Вражек. В них и смысл, и поэзия!
Есть и другие несуразности в названиях. Так «ЗТС» (завод тяжелых станков) и «Коломзавод» (тепловозостроительный завод), понятные и известные в мире марки, превратились в заводы станкостроителей и тепловозостроителей. Выходит вместо станков и тепловозов стали рабочих делать? Напротив остановки с несовершенным названием «Тепловозостроителей» стоит на постаменте паровоз, неприкаянный памятник недавнего прошлого Коломзавода. Вместо того, чтобы стать центром небольшой площади, служить украшением города, он выглядит нелепой махиной брошенной возле забора. Будто кто-то нес его в пункт приёма металлолома, расположенный в переулке, а приёмщик отказался принимать!
Вторым городом, после Новокузнецка, в котором трамвай играет важную роль, был для меня Томск. В нём я узнал о другой стороне трамвайной жизни. Встретил знакомых девчонок из своего городка, которые по оргнабору работали кондукторами. Жили в общежитии трамвайно-троллейбусного управления. У каждой «кондюшки», как их называли рабочие трамвая, да и они сами себя иногда так называли, был свой будильник. Клали его под подушку, чтобы не будить остальных. Выглядело это так. Полчетвертого звякнул и тут же заткнулся один. Вспоминаешь, это у Людки самый первый график, потом в пять – у Агафонихи. Мне надо не пропустить третий звонок в шесть утра, чтобы успеть в свою общагу и на лекции в институт. С непривычки я просыпался на каждый звонок, девчонки же знали голос своего будильника, как голос родного ребёнка, не реагировали на остальные.
Посмотрел начало работы трамвая в Коломне. Первый рейс моего третьего маршрута в 5-10, а самый ранний рейс у восьмого маршрута – в 4:29. Как попадают на работу? Ещё раньше выходит служебный трамвай. Опоздал – бери такси! На свою остановку я вернулся в 13:30. Какое будущее ждёт коломенский трамвай? Его обвиняют в том, что он занимает много места на городских дорогах. Если победит мнение этих людей, то пути разберут. Кто-то хорошо наживётся на рельсах, кто-то наставит на освободившееся место торговые павильоны. Пробки не исчезнут – придётся добавлять автобусные маршруты. А вот сесть спокойно и вовремя доехать уже не удастся. По вместимости трамваю нет равных. Думаю, что он всё-таки выживет. Трамвай – «умный», потому что в своё время перешёл с конной тяги на электрическую, стал вместе с троллейбусом экологичным видом транспорта. Верю, он станет не только достопримечательностью, но и лучшим другом туристов для знакомства с городом. Разглядывать город из окна трамвая – что может быть лучше? Надеюсь, я вас в этом убедил.
Хороший текст, спасибо!